Сбылась моя мечта! Я побывал на родине Бережливого производства в компании TOYOTA в Японии.
О бережливом производстве я узнал впервые в 2007 году из книги «ДАО Тойота» и с тех пор верю и следую этим принципам. Это помогает нашей компании успешно проходить кризисы и при этом развиваться.
Прошло много лет и я думал, что многое с тех пор изменилось в производстве. Наверное сегодня это полная автоматизация за счет технологий. Было интересно как же сегодня управляются японские компании.
Поэтому когда узнал о бизнес-туре в Японию от Кайдзен-Центр посвященный обучению «Производственной системе Тойота» сразу согласился. Вот ссылка на Расписание Бизнес-тура.
Краткое описание поездки читайте ниже.
Главный офис компании ТОЙОТА находится в городе Тоёта. Здесь же находится Технический центр, в котором работает несколько тысяч инженеров.
Удивило то, что очень мало каких-либо вывесок или эмблем. Все очень скромно! И не догадаешься, что это главная штаб-квартира компании.
Нашу группу сопровождала девушка-гид. Она работает в компании 1,5 года, сразу после института. Зарплата около 120 000 йен (около 60 000 руб).
Вообще в Японии высокий уровень зарплат. И он напрямую зависит от стажа работы в компании.
Сначала мы посмотрели выставочный зал ТОЙОТА с прототипами новых автомобилей и будущие технологии.
На пути в цех по сборке автомобилей PRIUS мы не встретили ни одного охранники. В Японии низкий уровень преступности. Ни высоких заборов, ни бетонных КПП, все улыбаются и кланяются.
Экскурсия по сборочному цеху показывает систему «Бережливого производства» в действии.
В самом начале поразила компактность и очень плотная расстановка оборудования. Многоуровневые эстакады, бесконечные кабель-проводы, пешеходные мостики для экскурсий. Каждый кубический метр здания используется в производстве.
Мы с интересом наблюдали за слаженной работой сборщиков. Эти движения, напоминали какой-то таинственный танец, в котором каждое движение наполнено мастерством, чувством собственного достоинства и такта.
По конвейеру двигаются автомобили разных цветов и комплектаций. Тойота не работает «на склад». Интересно, что запас деталей на производстве составляет всего 1,5 часа. А на линии доходит до 30 минут.
Мы увидели в действии знаменитую систему «андон». Когда в нестандартной ситуации рабочий дергает за желтый шнур и останавливает конвейер.
Сегодня завод работает в 2 смены - 1-ая смена с 7 утра и до 4 часов вечера, 2-ая смена с 4 часов вечера и до 12 часов ночи. В остальное время ремонтники обслуживают оборудование.
При необходимости завод может работать и в 3 смены.
Всё увиденное в точности соответствует тому что пишут в книгах о Производственной системе ТОЙОТА!
На следующий день мы посетили Технологический музей ТОЙОТА. Здесь подробно показана история компании Тойота от ткацких станков до автомобилей.
В музее два огромных тематических зала — ткацкие станки и автомобили. Можно нажимать кнопки и видеть станки и автомобильные узлы в работе.
Отдельное место здесь выделено "Производственной системе Тойота"
Смотрите видео с подробным описанием движения канбан-карточек
Система способна эффективно работать только при своевременной работе поставщиков.
Мы едем к поставщику конструкций автомобильных сидений — компании CHIYODA industry.
Нас встретили инженера и директор завода в зале совещаний. Каждому буклет, ручка, блокнот, вода и наушники.
Компания являетя поставщиком 2-ого уровня Тойоты, изготовление рам для сидений автомобилей ТОЙОТА.
Руководитель рассказывает о постоянном совершенстве при помощи Бережливого производства. Много сделано, но по их собственному мнению — это только около 60%.
После идём в цех.
Поставщик работает по канбан карточкам непосредственно со сборочного производства ТОЙОТЫ
Карточки находятся в разных ячейках — здесь можно наглядно увидеть загрузку производства
На сборочном участке всё очень компактно и под рукой
Производство — разделено на разные ячейки. Для каждой свои отчеты. В формате А3.
В цеху выделено одно место где собраны все основные показатели. Каждый сотрудник может видеть эти данные.
Среди них есть стенд с визуальным контролем за состоянием различных параметров. Слева на фото как должно быть, справа фото фактического состояния, например оборудования.
Над каждой производственной ячейкой есть табло с номером ячейки, данными о запланированным количеством изделий на смену, фактическом количестве на данный момент и об отставании или опережении графика.
В большинстве случаев мы наблюдали отставание. На наш вопрос, а что с этим делать? Сказали, что немного задержаться и завершат работу. А вообще план ставиться исходя из лучших предыдущих результатах.
Стенд с образцом изделий. Здесь происходит процесс сравнения случайных изделий из партии на соответствие стандарту.
Это так называемый «паук» — сотрудник который развозит детали на сборочные участки.
Сборщику коробки с деталями спускаются по рельсам под собственным весом.
Везде чисто, разметка, указатели, плакаты и т.д. Всё это сделано без лишних затрат, бережливо, скромно, но очень удобно.
Мы благодарим коллектив компании CHIYODA за полезную встречу и открытость.
Я очень благодарен компании Кайдзен-центр, которая организовала эту поездку. Спасибо Суханову Алексею за дружественную атмосферу и высокий профессионализм в бережливом производстве.
В следующие дни мы посетили еще 2 компании — Поставщики ТОЙОТА — компании AVEX и ARAKAWAKOGYO, читайте в следующей части.